Глава 21 Язык моделирования виртуальной реальности (VRML)______________47^

( Примечание J

Стороны — это плоские поверхности, ограничивающие объект;вершины — это вершины углов пересечения этих плоскостей. Например, куб состоит из шести квадратных сторон, каждая из которых определена четырьмя вершинами. Для определения всего куба требуется восемь вершин, так как каждая вершина является общей для трех сторон.

Язык VRML позволяет создавать более сложные объекты путем комбинации простых объектов. Это иерархический язык порожденныеил дочерни (child)объекты наследуют свойств родительских(parent)объектов. Если был создан сложный объект, например, модель человеческого тела, то по умолчанию любое свойство, определенное для всего тела (например, цвет), будет иметь силу для всех простых составных частей объекта, т. е. головы, ног, рук и т. д.

Миры VRML

Набор объектов VRML, собранных в единое целое, называется миром VRML. Для определения местоположения и отношений различных объектов между собой требуется указание их относительных размеров и позиций при помощи системы координат VRML. В дополнение к этому язык позволяет определить освещение в вашем мире, а также предварительно установленные пейзажи.

Движение в мирах VRML

Версия языка 1.0 была статичной. Изменялось лишь место расположения зрителя при его передвижении по виртуальному пространству. VRML 2.0 позволяет создавать динамические миры.

Теперь объекты могут независимо перемещаться. Кроме того, может быть добавлено трехмерное звуковое сопровождение, т. е. звук может меняться в зависимости от расположения слушателя относительно его источника. Другим новым свойством VRML является возможность определения поведения объекта Поведение(behavior)— это характеристика объекта, зависящая от отношений с другими объектами, со зрителем или от других параметров, например, времени. Поведение описывается скриптами или апплетами на языке Java. Например, виртуальная "рыба"может испугаться и уплыть, если вы приблизитесь к стенке "аквариума".

Сейчас, на этапе окончательной детализации VRML 2.0, очень мало браузе-ров и подключаемых программных модулей поддерживают этот стандарт. В данный момент лучшим выбором будет использование модуля Netscape Live3D. Благодаря тому, что этот модуль является стандартной частью брау-зера Netscape Navigator, а также работает с Microsoft Internet Explorer, потенциальная аудитория, способная увидеть виртуальные миры в формате Live3D, постоянно расширяется.