50 Часть IV. Встраивание объектов
+ Браузеры VRML и подключаемые модули VRML
+ Инструменты для разработки миров VRML и других трехмерных миров
+ Серверные программы VRML
Библиотеки объектов VRML
Прежде чем приступить к разработке объектов VRML для своего виртуального мира или для встраивания в Web-страницу специальных эффектов, есть смысл поинтересоваться тем, что уже создано другими пользователями WWW. В Сети достаточно мест, где можно позаимствовать трехмерные объекты как в формате VRML, так и в других форматах, которые можно конвертировать в VRML.
Для начала стоит обратиться к странице уже известного вам сайт http://rosebud.sdsc.edu/vnnl/worlds.html,где расположена большая библиотека объектов и примеров, подразделенная на категории и темы.
Среди прочих сайтов, располагающих примерами виртуальных миров и библиотеками объектов, можно отметить страницу моделей VRML, находящуюся по адресу:http://www.ocnus.com/models/models.htinl.Здесь вы найдете индексированный перечень объектов и миров VRML. Объекты представлены в специальной трехмерной галерее.
Сайт Mesh Mart(http://cedar.cic.net/~rtilmann/mm/)был создан как источник трехмерных объектов. Хотя большинство представленных объектов имеют формат, отличный от формата VRML, их можно легко конвертировать. На этом сайте можно скопировать программу wcvt2pov.exe, позволяющую конвертировать одни трехмерные форматы в другие. Она может читать файлы следующих форматов:
+ AOFF (*.geo)+ AutoCAD (*.dxf)
+ 3DStudio (*.3ds)+ Neutral File Format (*.nff)
+ RAW(*.raw)+ TPOLY C-.tpoly)
+ Шрифты TrueType (*.ttf)+ Wavefront (*.obj)
Эта же программа может сохранять данные в следующих форматах:
+ AutoCAD (*.dxf)+ 3D Studio (*.3ds)+ Neutral File Format (*.nff)+ OpenGL (*.c)+ POVRay V2.2 (*.pov, *.inc)+ PovSB (*.psb)+ TPOLY (*.tpoly)+ VRML VLO (*.wrl)+ Wavefront (*.obj)